Особенности гелевых аккумуляторов
Аккумуляторные батареи питания получили очень широкое распространение, они используются в игрушках, портативном электроинструменте, системах автономного питания, и наиболее широко практически во всех видах транспорта. Аккумулятор является одним из важнейших узлов автомобиля, без него машина просто не сдвинется с места, от состояния батареи зависит безотказность старта двигателя. Аккумуляторы изобретены достаточно давно, более двух столетий назад, можно даже заявить, что эра электричества началась именно с них, а не с генераторов. Аккумулятором называется ёмкость из диэлектрического материала, в которой содержатся металлические пластины — электроды и активная химическая среда — электролит. В качестве материала корпуса чаще всего сейчас используют пластик, электроды из свинца, а электролитом является водный раствор серной кислоты.
Все аккумуляторы работают по принципу обратимости химических процессов, позволяющих восстанавливать концентрацию кислот в электролите при подключении внешнего источника тока (зарядки), и получении электроэнергии от батареи во время автономной работы, в процессе которой происходит выделение электричества в результате взаимодействия свинца и кислоты. Несмотря на различные усовершенствования, устройство свинцово-кислотных батарей практически не изменилось со времени их изобретения. Относительно простая по устройству батарея на первый взгляд не должна вызывать вопросов у автолюбителей по её выбору и применению. Но на рынке появились предложения купить гелевый аккумулятор. Противоречивость сведений об этих типах аккумуляторов у потребителей вызывают подозрения, что это очередной маркетинговый ход, и предлагаемый продукт ничем не отличается от обычных батарей. Действительно недобросовестные или малограмотные менеджеры создают некоторую путаницу, называя гелевыми и другой тип аккумуляторов, с похожими свойствами. В обоих типах батарей, в отличие от традиционных кислотно-свинцовых, электролит присутствует не в жидком виде. Такие аккумуляторы называются необслуживаемыми, потому что не требует регулярной доливки дистиллированной воды. Гелевые аккумуляторы по устройству практически идентичны классическим, но в электролит добавлен силиконовый загуститель, благодаря чему изменились эксплуатационные качества батареи. Самое большое преимущество гелевых батарей в позиционировании, их можно эксплуатировать практически в любом положении, а динамические нагрузки не приводят к «расплёскиванию» электролита, т.е. характер и интенсивность движения не влияет на срок жизни аккумулятора. По этой причине гелевые аккумуляторы часто используют в переносных устройствах и электрических игрушках, т.к. даже повреждение герметизации корпуса не приводит к проливам опасной кислоты. Так же у гелевых аккумуляторов ниже саморазряд и выше циклический ресурс. Более распространённым видом необслуживаемых аккумуляторов, причисляемых нерадивыми торговцами к гелевым, являются AGM батареи. Да по принципу они похожи на первые, по характеристикам очень близки и даже превосходят их, а по устройству совершенно другие. Вся суть в инновационной конструкции этих батарей, электролит находится в жидком виде, что не снижает подвижность ионов, но он абсорбирован стекловолоконным пористым материалом — сепаратором. Батареи такого типа наиболее надёжные. AGM аккумулятор не так капризен к стабильности тока зарядки, менее критичен к коротким замыканиям и эксплуатации при низких температурах. Сепаратор даёт дополнительную защиту электродам, предотвращая осыпание. Благодаря капиллярным эффектам происходит равномерный теплообмен и реакции с электродами. Срок эксплуатации AGM аккумуляторов может достигать рекордных 18 – 20 лет. | ||||
|