До чего дошел прогресс, или Экономим гигаваттыДавным-давно, когда студенты учились по бумажным талмудам в кирпич весом, проблема регулирования мощности электродвигателей решалась довольно варварским способом. Например, в старых троллейбусах вагоновожатые регулировали мощность ручкой переменного сопротивления, которое буквально обогревало окружающее пространство излишками подаваемой энергии. В общем, дело опасно запахло керосином, а именно растратой государственных гигаватт-часов в особо крупных размерах. И тут прогресс принес с собой новые типы управления электромоторами. Популярнен стал частотно регулируемый электропривод. Посвежевшие учебники теперь содержали электрические схемы управления с выходным каскадом сначала на силовых тиристорах, а позже и на мощных полевых транзисторах (если вы поняли все слова в этом предложении, то это значит, вы технически подкованы, а если нет — это здесь совершенно неважно). Троллейбусы даже научились отдавать при торможении энергию движения обратно в провода. Бессмысленно теряться в схемах регулировки электромоторами основная часть энергии перестала, но потери все еще оставались велики, до половины подаваемой мощности, и это не считая множества других недостатков. Вы не поверите, но и сегодня такую схему имеет почти каждый частотно регулируемый электропривод, кроме самых свежих. Конечно, рассеивает в тепло она теперь не совнаркомовские деньги, но прогресс же это не отменяло. И тут на сцену выходят – внимание! – преобразователи частоты, аналогичные схемам самых обычных зарядных устройств. Да-да, тем самым питальникам, которыми вы каждый день заряжаете свои телефоны, планшеты и ноутбуки, но только высокой мощности. С ними современный частотно регулируемый электропривод легко и точно регулирует управляющую частоту и мощность, подстраиваясь датчиками под обороты и нагрузку. | ||||
|